Российский рынок переходит на умные кондиционеры
Производители электроники и бытовой техники активно используют искусственный интеллект и смарт-технологии в своих продуктах. В прошлом году на российский рынок вышел новый бренд Viomi, который делает умными даже такую, казалось бы, «консервативную» бытовую технику, как кондиционеры. В Китае умный климат уже давно стал массовым продуктом, а вот российские покупатели с ним пока только знакомятся. Тем не менее, спрос в нашей стране на smart-кондиционеры постепенно растет.
За первые пять месяцев 2023 года в России продано smart-кондиционеров на общую сумму 836,9 млн рублей, что на 2,5 % больше, чем за аналогичный период годом ранее. Рост незначительный, но не стоит забывать об общем падении рынка электроники за последний год.
«Лидером в России является китайский Haier, занявший 32 % рынка умных кондиционеров, далее следуют LG (13,7 %), Samsung (9,9 %). За год доли брендов перераспределились, прежде всего это связано с уходом LG из России. Еще год назад корейский производитель занимал 38,1 %, теперь — почти в три раза меньше», — комментирует изменения бизнес-аналитик ГК «F+ tech-Марвел» Артур Махлаюк.
Более заметен интерес российских покупателей к умной климатической технике, если смотреть на количество проданных устройств. С января по май нынешнего года было продано 20 248 смарт-кондиционеров, что на 35 % больше, чем год назад. Это объясняется выпуском доступных моделей известными производителями, а также появлением на прилавках новых брендов.
Viomi — новое имя
Одним из наиболее перспективных новичков на российском рынке является компания Viomi. Это китайский производитель умной бытовой техники, который первым реализовал стратегию интернета вещей 5G и включил в экосистему «дома будущего» новые виды устройств.
Официально поставлять продукцию в нашу страну компания начала несколько месяцев назад, а вот у себя на родине она уже снискала заслуженную славу. В июне консалтинговая компания World Brand Lab опубликовала аналитический отчет «500 самых ценных брендов Китая». Viomi впервые попала в этот список наряду с такими гигантами как Tencent, Huawei, Haier и др. Согласно отчёту, бренд Viomi оценён в 13,385 млрд юаней. Viomi стала привлекать к себе всё больше внимания в категории «умный дом» в Китае, но и в России у производителя есть все шансы стать новым А-брендом. Уже сейчас россияне могут купить умные холодильники, стиральные машины, телевизоры и кондиционеры.
Российские серверы
Кондиционеры Viomi совместимы с экосистемой умного дома MiHome и могут взаимодействовать с устройствами многих брендов. Для обработки информации MiHome использует локальные сервера, расположенные в России. Благодаря этому пользователь может создавать автоматизированные сценарии, а техника быстрее реагирует на его команды.
«Расположение серверов влияет на время отклика. Если устройство работает на китайском сервере, то в среднем между голосовой командой и исполнением действия может пройти 7ؐ–10 секунд. Если серверы расположены рядом, то всё работает быстрее», — поясняет инженер департамента «Умный дом» ГК «F+ tech-Марвел» Никита Корнеев.
Всё идет по моему сценарию
Управлять кондиционерами Viomi можно пультом, через мобильное приложение и с помощью голосового помощника «Алиса».
Помимо простого управления умная техника может работать по различным сценариям. Например, можно задать автоматическое включение и выключение кондиционера в определенное время. Если дополнить умный дом датчиком движения или присутствия, то можно настроить включение кондиционера при их срабатывании. Этот сценарий обеспечит комфортную температуру только в активно используемых зонах квартиры, экономя энергию в неиспользуемых помещениях.
Также можно настроить сценарии с использованием геолокации через MiHome. Кондиционер активируется при попадании пользователя в очерченную домашнюю зону (хоть в несколько километров), и квартира охладится к приходу хозяина.
Не только смарт-технологии
Инверторная конструкция кондиционера позволяет автономно поддерживать температуру на заданном уровне. Обычно датчик температуры находится внутри кондиционера и замеряет температуру вокруг него, при этом в другой части комнаты может быть на несколько градусов жарче. Viomi исправил этот недостаток, поместив датчик в пульт, который можно положить в любом месте комнаты, и кондиционер будет поддерживать комфортную температуру, ориентируясь именно на ту зону.
Функция 3D flow позволяет направлять поток воздуха влево, вправо, вверх и вниз, создавая обдув на 360 градусов. Также есть режим быстрого охлаждения, который за 30 секунд позволяет снизить температуру на несколько градусов. В холодное время можно воспользоваться функцией быстрого обогрева.
УФ-модуль с длиной волны 260–280 нм отвечает за стерилизацию, уничтожая бактерии и микробов в проходящем сквозь кондиционер воздухе.
Использовать кондиционеры Viomi для охлаждения можно при температуре воздуха на улице от +16 °С до +52 °С, а для нагрева — в диапазоне от -7 °С до +30 °С. Максимальный уровень шума внешнего модуля сплит-системы — до 45 дБ, внутреннего модуля — 18 дБ. В ночном режиме для поддержания заданной температуры кондиционер функционирует практически бесшумно.
Если заглянуть внутрь
Испаритель — одна из важнейших деталей кондиционера, которая постоянно нагревается и охлаждается, что заставляет металл расширяться и сжиматься, и ведет к отслоению накипи. Гидрофильное покрытие и автоматическая функция самоочистки позволяет защитить испаритель и продлить срок службы кондиционера.
Сам испаритель имеет С-образную форму, за счет которой площадь теплообмена увеличена на 30 % по сравнению со стандартной конструкцией, что повышает скорость охлаждения на 20 %, а скорость нагрева на 25 %. Трубки, по которым ходит хладагент, имеют зубчатое рифление, что значительно увеличивает площадь соприкасаемой поверхности и ускоряет процесс теплообмена.
Для защиты от плесени Viomi использует плавный режим выключения мотора, который не позволяет скапливаться избыточной влаге в системе.
Подобные технологии не являются уникальными, но чаще всего используются в моделях кондиционеров премиального уровня, стоимостью 80-120 тысяч рублей. Viomi внедряет их в доступные модели для массового сегмента по цене в полтора–два раза дешевле.